КТО ЯВЛЯЕТСЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)?
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16, ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной программой (п. 1 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
КТО ЯВЛЯЕТСЯ РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ, ИНВАЛИДОМ?
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
ЧТО ОТНОСИТСЯ К СПЕЦИАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ?
Специальные условия обучения – это:
- образовательные программы и методы обучения и воспитания;
- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом;
- обеспечение доступа в здание образовательной организации (безбарьерная среда).
АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ (НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ МБОУ СОШ № 42
АООП НОО:
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.1)
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3)
АООП ООО:
- Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1)
- Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
- Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7)
- Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.1)
- Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)
КОМУ НЕОБХОДИМЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ?
Специальные условия обучения необходимы детям:
- глухим, слабослышащим, позднооглохшим;
- слепым, слабовидящим;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- с расстройствами аутистического спектра;
- со сложными дефектами.
(ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ ТЬЮТОРОМ
К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с ОВЗ, инвалидностью относится:
- педагогическое сопровождение реализации образовательных маршрутов;
- организация образовательной среды для реализации образовательных маршрутов;
- организационно-методическое обеспечение реализации образовательных маршрутов.
Рекомендации о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению обучающихся с ОВЗ, инвалидностью указываются в заключении ТПМПК/ЦПМПК. Дополнение, конкретизация рекомендаций ТПМПК/ЦПМПК относится к компетенции психолого-педагогического консилиума образовательной организации (далее – ППк). В случае отсутствия в заключении ТПМПК/ЦПМПК данных рекомендаций также к компетенции ППк относится принятие решения о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению, в том числе относительно периода предоставления данных услуг.
(ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
(Приказ Минпросвещения России от22.03.2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования)
(Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019г. № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»)
(Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»)
(Приказ Минтруда России от 30.01.2023 г. № 53-н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»)
СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ АССИСТЕНТОМ (ПОМОЩНИКОМ) ПО ОКАЗАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ, инвалидностью при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению в процессе получения образования относится:
- техническая помощь в части передвижения, ориентации по образовательной организации, в обеспечении коммуникации;
- помощь в использовании технических средств;
- помощь в соблюдении санитарно-гигиенических требований.
Рекомендации о необходимости предоставления услуг по сопровождению ассистентом (помощником) по оказанию технической помощи обучающемуся с ОВЗ, инвалидностью указываются в заключении ТПМПК/ЦПМПК. В случае отсутствия в заключении ТПМПК/ЦПМПК данных рекомендаций, к компетенции психолого-педагогического консилиума образовательной организации относится принятие решения о предоставлении услуг по сопровождению ассистентом (помощником) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления данных услуг.
(ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
(Приказ Минпросвещения России от22.03.2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования)
(Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019г. № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»)
(Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»)
(Приказ Минтруда России от 12.04.2017 г. № 351-н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»)
ЧТО ТАКОЕ ГИА?
ГИА – это Государственная итоговая аттестация по образовательным программам:
- основного общего образования (ГИА-9)
- среднего общего образования (ГИА-11)
ГИА – обязательный экзамен, которым завершаются образовательные программы основного и среднего общего образования в Российской Федерации.
ГИА проводится в формах:
- основного государственного экзамена (ОГЭ (ГИА-9))/ единого государственного экзамена (ЕГЭ (ГИА-11)) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ)
- государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов – для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного/среднего общего образования.
Нормативные документы, регламентирующие Порядок проведения государственной итоговой аттестации:
- Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 04.04.2023 г. №233/552 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»
- Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 04.04.2023 г. №232/551 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»
При необходимости создания условий/специальных условий обучающемуся при проведении ГИА необходимо обратиться в ТПМПК/ПМПК.