МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №42"
город Белгород
  • Сопровождение детей с ОВЗ

    КТО ЯВЛЯЕТСЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)?

    Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16, ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

    Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной программой (п. 1 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

    КТО ЯВЛЯЕТСЯ РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ, ИНВАЛИДОМ?

    Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

    ЧТО ОТНОСИТСЯ К СПЕЦИАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ?

    Специальные условия обучения – это:

    - образовательные программы и методы обучения и воспитания;

    - специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;

    - специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;

    - предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

    - проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом;

    - обеспечение доступа в здание образовательной организации (безбарьерная среда).

    АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ (НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ МБОУ СОШ № 42

    АООП НОО:

    - Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)

    - Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2.)

    - Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)

    - Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.1)

    - Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)

    - Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3)

    АООП ООО:

    - Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 2.2.1)

    - Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1)

    - Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)

    - Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7)

    - Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.1)

    - Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)

    Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

    КОМУ НЕОБХОДИМЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ?

    Специальные условия обучения необходимы детям:

    - глухим, слабослышащим, позднооглохшим;

    - слепым, слабовидящим;

    - с тяжелыми нарушениями речи;

    - с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

    - с задержкой психического развития;

    - с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    - с расстройствами аутистического спектра;

    - со сложными дефектами.

    (ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

    СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ ТЬЮТОРОМ

    К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с ОВЗ, инвалидностью относится:

    - педагогическое сопровождение реализации образовательных маршрутов;

    - организация образовательной среды для реализации образовательных маршрутов;

    - организационно-методическое обеспечение реализации образовательных маршрутов.

    Рекомендации о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению обучающихся с ОВЗ, инвалидностью указываются в заключении ТПМПК/ЦПМПК. Дополнение, конкретизация рекомендаций ТПМПК/ЦПМПК относится к компетенции психолого-педагогического консилиума образовательной организации (далее – ППк). В случае отсутствия в заключении ТПМПК/ЦПМПК данных рекомендаций также к компетенции ППк относится принятие решения о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению, в том числе относительно периода предоставления данных услуг.

    (ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

    (Приказ Минпросвещения России от22.03.2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования)

    (Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019г. № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»)

    (Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»)

    (Приказ Минтруда России от 30.01.2023 г. № 53-н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»)

    СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ АССИСТЕНТОМ (ПОМОЩНИКОМ) ПО ОКАЗАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

    К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ, инвалидностью при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению в процессе получения образования относится:

    - техническая помощь в части передвижения, ориентации по образовательной организации, в обеспечении коммуникации;

    - помощь в использовании технических средств;

    - помощь в соблюдении санитарно-гигиенических требований.

    Рекомендации о необходимости предоставления услуг по сопровождению ассистентом (помощником) по оказанию технической помощи обучающемуся с ОВЗ, инвалидностью указываются в заключении ТПМПК/ЦПМПК. В случае отсутствия в заключении ТПМПК/ЦПМПК данных рекомендаций, к компетенции психолого-педагогического консилиума образовательной организации относится принятие решения о предоставлении услуг по сопровождению ассистентом (помощником) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления данных услуг.

    (ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

    (Приказ Минпросвещения России от22.03.2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования)

    (Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019г. № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»)

    (Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»)

    (Приказ Минтруда России от 12.04.2017 г. № 351-н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»)

    ЧТО ТАКОЕ ГИА?

    ГИА – это Государственная итоговая аттестация по образовательным программам:

    - основного общего образования (ГИА-9)

    - среднего общего образования (ГИА-11)

    ГИА – обязательный экзамен, которым завершаются образовательные программы основного и среднего общего образования в Российской Федерации.

    ГИА проводится в формах:

    - основного государственного экзамена (ОГЭ (ГИА-9))/ единого государственного экзамена (ЕГЭ (ГИА-11)) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ)

    - государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов – для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного/среднего общего образования.

    Нормативные документы, регламентирующие Порядок проведения государственной итоговой аттестации:

    - Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 04.04.2023 г. №233/552 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»

    - Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 04.04.2023 г. №232/551 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»

    При необходимости создания условий/специальных условий обучающемуся при проведении ГИА необходимо обратиться в ТПМПК/ПМПК.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie